ОТКРЫТАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ №1
О СИТУАЦИИ В СФЕРЕ
ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
(шифр: АНО-ДПО-МИО-РУМАВ-Наука-ОД1-2025.001)
г. Москва 02.05.2025 г.
Принимая во внимание Указ Президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу
до 2036 года» (далее – Указ), а также общую концепцию формирования
и использования резервов управленческих кадров в Российской Федерации, утверждённой Комиссией при Президенте Российской Федерации
по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров, протокол от 29 ноября 2017 г. № 5, а также иные национальные проекты
и государственные программы по достижению целей и задач Указа (далее – Нормативные акты), мы, нижеподписавшиеся, выступаем инициаторами открытой декларации (далее – Открытая декларация).
Открытая декларация основана на результатах научно-исследовательской работы, подготовлена для должностных лиц органов власти, для должностных лиц государственных корпораций,
для собственников и директоров организаций, инвесторов и их наследников, которые в соответствии с действующим законодательством участвуют
в управлении деятельностью хозяйствующего субъекта (далее: органы власти, государственные корпорации, организации – «Хозяйствующие субъекты»; должностные лица, собственники, директора, инвесторы
и их наследники – «Управленческие кадры»).
По оценкам аналитиков хозяйствующие субъекты России находятся
«в преддверии системного кризиса и очередной мутации». Это касается следующих хозяйствующих субъектов Российской Федерации:
1)«олигархический» сегмент экономики Российской Федерации, состоящий
из 4-х основных секторов – банковского, сырьевого, строительного
и оборонного, в том числе управленческой элиты всех типов учреждений
и организаций, которая обслуживает, лоббирует и защищает интересы данного сегмента;
2)«торгашеский» сегмент, который сформировался в период с 1991
до 2022 года по экспорту сырьевых ресурсов и любым вопросам приватизации государственных активов;
3)сегмент отраслей «народного большинства» -
а.агропромышленный комплекс, лесной и морской промыслы;
б.бюджетные и социальные сферы экономики и инфраструктура,
в том числе образование, здравоохранение, транспорт, связь, ЖКУ, СМИ;
в.основное промышленное производство - энергетика, электроника, машиностроение, автомобилестроение, авиастроение, судостроение, фармацевтическое производство, производство товаров народного потребления;
г.торговля и услуги.
Главная причина системного кризиса – нарастающее в Российской Федерации ухудшение системы государственного управления и отсутствие
у нынешних управленцев устойчивых мотиваций, знаний и навыков менять тупиковую модель управления на техно- и национально-ориентированную, обеспечивающую достижение целей и задач Указа Президента,
а также национальных проектов и федеральных государственных программ.
Сегодня в Российской Федерации ведётся строительство целого ряда новых заводов. Это - обрабатывающие производства, переработка сельхозпродукции, энергетика, химические и фармацевтические предприятия, производство стройматериалов; предпринимаются меры
по восстановлению выпуска гражданских самолётов, производства микроэлектроники, станков, оборудования. Однако восстановление утраченных за последние 30 лет производств идёт чрезвычайно медленно.
В подчинённой «олигархическому» сектору сфере производства труб
и оборудования для газовых, нефтяных и строительных компаний схема производится в режиме технологических цепочек, в которых головными структурами являются все те же олигархические компании: Газпром, Роснефть, Транснефть, Новатэк, Ростех, Сибур и т.п. Эти производства
пока не способны компенсировать стратегические потери планирования
от системного провала «олигархического» сектора российской экономики.
При этом давление на экономику «народного большинства» со стороны правящей элиты уже набрало полную силу. Вся мощь современной российской бюрократии и силового аппарата направлена именно на это – ужесточение административного контроля в отношении малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей, самозанятых,
а также социальных групп, относящихся к бедным слоям населения
и среднему классу.
В итоге, российская экономика приобретает всё более олигархический, монополистический и коррумпированный характер, откровенно противоречащий интересам большинства. Несмотря на строительство отдельных новых предприятий и рост в некоторых отраслях, общая эффективность управления остаётся крайне низкой, а качество научно-исследовательских разработок и рабочей силы продолжает ухудшаться.
В связи с отсутствием у управленческого звена специальных знаний
и научной базы не применяются меры по выявлению признаков намеренной халатности. Специалисты и правоохранительные органы для проведения соответствующих расследований не привлекаются. Нет наказуемости
за непрофессионализм.
Эквивалентно, халатное управление или бездействие подпадает,
в конечном счёте, лишь под процессуальное производство. При этом
более 98% дел о банкротстве завершается простым конкурсным производством, ликвидацией должника, увольнением людей и списанием задолженности. Это в абсолютном значении составляет более 2 трлн. рублей в год. Другие издержки и потери не оценены.
В результате, понятие «собственности» размыто настолько,
что совокупное по количеству имущество и капитал отдельных граждан приравнивается по содержанию к объёмам государственного уровня. Капиталы отдельных лиц приравнены к ВВП небольших государств. Такая рассинхронизация в личном и общественном, безусловно, ломает правильные соотношения в целях и задачах граждан и государства, внося коррективы
в кадровую, управленческую, над- и социальную парадигмы. Соответственно, формируется новое представление о «социальном договоре» и «социальном заказе».
Понятия «найм», «партнёрство», «подчинённость» изменили свои содержательные аспекты на фоне 30-летней трансформации общества «развитого социализма», которое опять вернулось в доленинскую эпоху стихийного и корпоративного межконтинентального капитализма. Мегакорпорации принесли на территорию Российской федерации
и свои стандарты. От стандартов технических и технологических процессов
до идеологических и социально-психологических, с обязательной коррекцией образовательных и поведенческих субстратов. Стандарты ведения делопроизводства, ориентированные на класс имущих, и принятые
в странах с традиционным «строем социального неравенства» (именно
так называется капитализм), целиком базируются на таких понятиях,
как «конъенктурное преимущество» и «лучшие позиции на рынке».
Глобальная разница между основными понятиями
и структурообразующими надстройками разных форматов построения общества и внутриобщественных фармаций приводит к фундаментально-различным технологиям подготовки кадров вообще и высших управленческих кадров, в частности. Например, в Советском Союзе
за кадровую политику отвечал главный идеологический монополист – Партия. Соответственно, все главные тенденции, закономерности
и прогрессивная педагогика в воспитании кадров для страны держались жёстко высшей школой, которая была суть государственного строя
и подготовки всех звеньев хозяйственно-производственной машины.
При этом отсутствовал недосягаемый разнос, ныне существующий,
между субъектами хозяйствования в делопроизводственном, коммуникационном и управленческом аспектах, недостижимая разница
в доходах и способах их освоения между гражданами одного
и того же государства. Глобальный запад, сформированный не вчера
на социальных кодах построения общества кардинально отличающихся
от таковых в России, внёс через миграционное резидентство граждан нашей страны условные стандарты жизни, принятые на западе. Это коснулось
как бытовых сторон жизни, так и всех прочих, вплоть до типа ведения делопроизводства, сделав уже устойчивой модой стиль и метод управления персоналом, способ социального поведения, закрепив социально-нравственные нарративы. Такие, как отсутствие исконно-российского
типа интеллигентности, созданную в эпоху СССР настоящую дружбу
между народами в полностью деклассированном обществе. Создание своих, аутентичных «классу» стандартов общественного поведения, управления персоналом и людьми, в итоге, привело к перекосам в отношениях между «классом имущих» и «простыми смертными». На примере отдельных регионов Российской Федерации видно, как доминирующая властная верхушка, связавшая в узел ресурсы управления и силового воздействия, провела водораздел между способами жизни и поведения, ставшими сугубо полярными итерациями.
В нынешних условиях смешанной формы частно-государственного управления нет единой платформы подготовки кадров разного уровня,
как было ранее. Всё, что касается подготовки персонала для госслужбы – прерогатива определённых государственных образовательных учреждений. Всякого рода бизнес-школы готовят разного уровня осведомлённых
в области делопроизводства и управления персоналом по западным типам. Введение понятия «бизнеса» потребовало коррекции и в образовательном аспекте. Раньше было образование в «народно-хозяйственном секторе», теперь стало – получение образования для ведения частного бизнеса
только с учётом прибавочной стоимости капиталиста и интересов собственника. Регулирование интересов трудящихся стало смешанной формой влияния капитала, вынужденного учитывать интересы труда
и влияния государства, относительно заинтересованного в благополучии рабочих и более заинтересованного в получении налогов от владельцев бизнеса. Баланс между, казалось бы, непересекающимися зонами интересов, довольно сложная ткань, внутри которой цветёт коррупция и движение капиталов между собственниками, фискальными структурами и средствами производства в неравных пропорциях. Одно дело – монополия
на социальный строй, способы ведения хозяйства и механизм планирования и регулирования продукта производства в социалистическом строе, совершенно другое дело – регулирование всего этого
в псевдокапиталистическом строе.
Подготовка же кадров для разного уровня управления, опять-таки, –зона ответственности не централизованной системы образования высшей школы, а сфера интересов образовательных «структур» различного уровня компетентности и квалификации преподавательского состава. Последние конкурируют с параллельными учреждениями за «клиента» по принципу исполнения заказа корпоративных заказчиков, покупающих время
для получения образования своих сотрудников, проходящих курсы
либо переквалификации, либо базовой подготовки по предметам.
Для госкорпораций относительно сохранными остались бывшие «нархозы», в бОльшей части трансформировавшиеся в частные ВУЗы городского и муниципального управления. А для частного сектора производства и смешанного с государством персонал приходит из множества аккредитованных в Минобразования учебных заведений, технологии преподавания в которых состоят из смеси западных, советских
и новодельных методик. В существующем ныне явлении «госкорпорация» формально осталась модель ведения дела по советскому принципу.
Но из-за отсутствия социальной системы управления контроль
за деятельностью госкорпораций с точки зрения экономики, безопасности
и человеческих ресурсов стал уделом аффилированных с властью структур соответствующего смысла. То есть, и здесь нет спроса и заказа
на профессионализм.
Итого, отсутствие единой монетарно-экономико-идеологической концепции по аналогии с таковой в период Советского Союза дало возможность разветвиться и стать крайне пёстрой системе образования
и подготовки управленческих кадров для разных типов ведения делопроизводства с различными типами собственности.
И главное, во всех этих условно-советских и новых методиках человек рассматривается только с позиции ресурса. Управленческие механизмы учитывают только фактор креативно-властного толка, без оглядки
на человека труда, как главного творца той самой добавочной стоимости. Повсеместное внедрение, т.н., «искусственного интеллекта», по сути, – дискриминация человека, как такового, с необязательным учитыванием роли личности и его главной роли в экономике на фоне препятствий этих факторов для получения собственниками прибавочной стоимости. Замена человека машиной – суть неоколониальной политики власти капитала, которая уничтожает препятствие для получения собственником прибавочной стоимости, как таковой, из-за удаления из цепочки получения прибыли человеческого фактора, как основного препятствия, замещая
его амортизационными издержками в ревизии средств производства. Гораздо проще и выгоднее получать сверхприбыли, не выплачивая всю массу финансовых издержек человеку труда, заменяя машину или программу,
в случае её поломки.
Это новое веяние в мировой экономике вообще и в реалиях России,
в частности, требует глобально задуматься и пересмотреть роль и качество образовательных методик, направленных на подготовку управленческих кадров.
Академически-выверенное соотношение понятий личного
и общественного, государственного и индивидуального даёт чёткость
в конкретных задачах подготовки кадров всех уровней.
С целью создания условий для достижения целей и задач Нормативных актов, предлагаются фундаментальные методики для дополнительной подготовки управленческих кадров среднего и высшего звеньев
для государственной службы и частного сектора производства.
В основе методик лежат эмпирические советские достижения в сфере подготовки партийно-хозяйственных кадров и адаптированные модели западных образовательных платформ.
Суть педагогической деятельности – фундаментальная проработка управленческого персонала для заказчика, покупающего образовательные технологии и методическое время с целью получения качественного
и опытного хозяйственника, квалифицированно знающего человеческий фактор, в том числе профиль человека и команды, коммуникационные
и социальные законы.
Данная деятельность реализуются социально-инжиниринговым домом РУМАВ, на базе Международного института образования – специализированная автономная некоммерческая организация с научной базой и инфраструктурой (далее – Научная организация).
С учётом вызовов сегодняшнего Времени в целях обеспечения технологического суверенитета, создания условий для финансового оздоровления, развития социальной сферы и повышения эффективности государственного управления предлагается каждому должностному лицу
и руководителю пройти профессиональную управленческую дополнительную подготовку с применением фундаментальных эмпирических методик советских достижений в сфере подготовки партийно-хозяйственных кадров.
В работе процесса обучения могут и должны участвовать
все заинтересованные специалисты и организации, необходимые
для обеспечения проектной работы в области подготовки профессиональных управленческих кадров для Российской Федерации на всех этажах власти.
Базовым инструментом для совместной работы присоединившихся
к Декларации является соглашение (контракт) о научном сотрудничестве.
Форма, содержание и порядок применения инструментов утверждаются инициаторами Декларации. Инструменты разработаны
с использованием РИД и являются собственностью Социально-инжинирингового дома РУМАВ.
Дополнительная подготовка управленческих кадров позволит обеспечить:
-финансовое оздоровление стратегических отраслей экономики;
-социальное благополучие участников программы и возможность масштабировать на другие хозяйствующие субъекты;
-реализацию целей и задач Нормативных актов;
-процветание Российской Федерации.
Инициаторами Декларации также предусмотрена организация совместной работы для решения следующих задач на постоянной основе:
1) развитие научной базы в целях обеспечения для проектной работы в области подготовки управленческих кадров в России;
2) подготовка и внедрение стандартов и рекомендаций
для Управленческих кадров;
3) подготовка на основе результатов исследований предложений
по внесению изменений в действующее законодательство.